avangard-pressa.ru

Государственное устройство и политическая ситуация в Корее - Технологии

Республика Корея была основана 15 августа 1948 г. В настоящее время политическая система страны характеризуется как президентская республика. Во главе государства – президент, избираемый прямым всеобщим голосованием, сроком на пять лет. Власть разделена между исполнительной, законодательной и судебной ветвями.[18]

Корейцы искренне любят свою страну и чувствуют себя единым народом, а руководители государства и крупных компаний чувствуют такую ответственность перед обществом, что в случае ошибок покидают свои посты. Вместе с тем, в Корее традиционно сильна коррупция, но она несколько иного рода, чем в Европе: она является выражением традиционного кланового ведения хозяйства, и преференции родственникам естественны.

По данным ЦРУ[19], самыми крупными группами политического влияния являются Федерация Корейских Производств, Федерация Корейских Торговых Союзов, Корейский Национальный Совет Церквей, Ассоциация Корейских Торговцев, Национальный Совет Профсоюзов, Национальный Демократический Союз Кореи, Национальная Федерация Фермерских Ассоциаций, Национальная Федерация Студенческих Ассоциаций.

Далее приведем краткий экскурс в корейскую историю второй половины XX века, в основном по данным Госдепартамента США.[20]

В 1945 году Корея освободилась от японского правления. Вскоре после этого последовала гражданская Корейская война, в которой участвовали Китай с СССР на стороне Севера и США на стороне Юга. Паритет сил супердержав не позволил победить ни одной из сторон. В итоге граница между Севером и Югом в 1953 г. была проведена вдолю 38 параллели посередине полуострова. В настоящий момент вдоль границы находится демилитаризованная зона шириной 4 км. Из-за политики КНДР сухопутного сообщения с материком Корея не имеет, хотя проложена железная дорога, которая могла бы соединить Корею с Россией.

С момента разделения Корейского полуострова на Северную и Южную Корею, в Южной Корее утверждается милитаристский режим. В 1960-х годах была установлена военная диктатура с авторитарной формой правления В 1960-70е гг. сложилась система, поддерживающая баланс интересов различных социальных групп, в т.ч. это касается интересов государства и бизнеса. «Южнокорейские силовики, взяв на себя контроль над политической системой и определяя общий вектор экономического развития, избежали соблазна национализации или вмешательства в дела частных коммерческих структур»[4]; поэтому в Корее крупные бизнес-группы («чэболь») развивались самостоятельно и могли доносить информацию о своих интересах до правительства. На рубеже 1990-х гг. эти бизнес-группы настолько усилились, что хотели радикально изменить свои политические возможности: глава крупнейшей бизнес-группы Хёндэ (Hyundai) создал собственную политическую партию и даже баллотировался в президенты. Однако это вызвало противодействие других представителей бизнеса, бюрократии, общественных движений и объединения бизнес-мощи и политической власти не произошло. На рубеже 1990-х гг. совершился переход от авторитарной к демократической форме правления.

Корея находится в сильной зависимости от США: в 1953 г. страны подписали договор о взаимной защите, на территории Кореи находятся американские военные базы. Кроме того, велика доля американских инвестиций в корейской экономике: в 2009 г. они составляли четверть от всех имеющихся.[21] Можно сказать, что в 1960-1980 гг. страна практически являлась колонией США. Но в последнее десятилетие РК держит курс на самостоятельность и старается опираться на собственные силы и средства.

Южная Корея присоединилась к ООН в 1991 г. и активно участвует в большинстве специальных агентств ООН и многих международных форумах. Также страна проводила у себя крупные международные мероприятия, такие как Олимпийские игры 1988 года, мировой чемпионат по футболу в 2002 году. В 2010 г. Южная Корея приняла трехсторонний саммит РК – Япония – Китай, а также Сеульский саммит G20, который по словам главы Корейской Ассоциации Международной Торговли (KITA) [22] явился самым значительным дипломатическим событием с основания Кореи: менее чем через двадцать лет после вступления в ООН Корея смогла выступить организатором такого масштабного съезда мировых лидеров. Это дало стране возможность повысить свой международный статус, а также внести свой вклад в принятые на съезде экономические решения. В видении Кореи характер экономического взаимодействия развитых и развивающихся стран должен выстраиваться не как помощь более богатых бедным (на чем концентрировалось обсуждение на предыдущих саммитах), а как обучение развивающихся стран зарабатывать самостоятельно.

Экономические соображения имеют большое значение в корейской внешней политике. РК намеревается повысить свою региональную и глобальную роль через экономические достижения. Она является основателем и участником АПЕК (Азиатско-Тихоокеанский форум по экономическому взаимодействию), и председательствовала в нем в 2005 г. Республика Корея имеет дипломатические связи с более чем 170 странами, а также широкую сеть торговых связей.

Со второй половины двадцатого века Южная Корея живет в относительном мире и спокойствии, причем в последние два десятилетия особенно сильна тенденция к демократизации власти. Также в истории Кореи имело место сильное влияние США, но в последнее время РК стремится быть независимой от внешнего давления. Корейцы приветствуют разделение рангов в обществе, но все страты уважительно относятся друг к другу, так что власть действует в интересах нации. В настоящее время внешняя политика Кореи направлена на интеграцию в мировое сообщество, и на то, чтобы играть не последнюю роль в глобализирующемся мире, в основном за счет своих экономических достижений. При этом Корея желает сохранить свою традиционную культурную специфику, чтобы в погоне за экономическими благами не потерять национальную идентичность.

Подводя итог данной главы, мы можем констатировать следующие факты:

1. В Корее четко выделены 5 компактных регионов, концентрирующих население (трудовые ресурсы), производство и рынки:

- Сеул+Инчон и провинция Кёнги - половина населения страны, финансовый, транспортный и бизнес центр.

- Пусан+Ильсан - тяжелое машиностроение, судостроение, нефтепереработка и транспортный центр.

- Тэгу - Наукоемкое производство, металлургия, машиностроение.

- Тэджон - Наука, внутренний транспортный центр.

- Кванчжу - Текстильное производство, сельское хозяйство.

Это имеет как положительные стороны (концентрация рабочей силы, соответствующей квалификации, уменьшение стоимости коммуникаций, возможность концентрации образовательных учреждений и т.п.), так и отрицательные (ухудшение социальной и экологической обстановки, удорожание земли, повышенные требования к транспортной инфраструктуре, и т.п.)

2. Транспортная инфраструктура обеспечивает перемещение любого груза по стране в течение максимум 3 дней (авто или ж/д) благодаря системе скоростных автомагистралей и скоростной железной дороги. Затраты на перевозку автомобильным транспортом выше, чем ж/д, но это окупается скоростью и гибкостью доставки “от двери до двери”. Речные перевозки не развиты по причине мелководности и нестабильности рек.

Внешними воротами страны являются 2 транспортных узла, имеющих морские и авиа порты: Инчон и Пусан.

3. Источники энергии - тепловые и атомные станции - локализованы рядом с потребителями энергии. Из за тепловых станций Корея еще в большей степени зависит от импорта нефти.

4. В связи с бедностью почв и ограниченностью площадей Корея из зерновых может выращивать только рис и ячмень, из фруктов - яблоки и мандарины. Качество овощей и фруктов - низкое: овощи насыщены водой и быстро теряют влагу после снятия. Фрукты - безвкусные. Для экспорта пригодны только мандарины, персики и, отчасти, яблоки.

Животноводство ограничено свиноводством из-за малого количества лугов для крупного рогатого скота, качество и стоимость не позволяют экспорт. Птицеводство не ограничено. Очень развито и перспективно рыболовство.

5. Зависимость Кореи от импорта полезных ископаемых более 95%.

6. Геополитическое положение между мощной индустриальной Японией, огромным Китаем и Россией, а также агрессивно настроенной Северной Кореей накладывает определенные особенности:

- Корея “де факто” являлась зоной влияния Китая, Японии и, в настоящий момент, США.

- Корея всегда пыталась и пытается освободится от этого влияния и, в свою очередь, использовать свое «серединное» положение в Северо-Восточной Азии, став торговым, транспортным и индустриально-техническим центром.

- Наличие рядом Китая обеспечивает возможность легкого переноса части производства в Китай.

- Наличие противостояния с Северной Кореей рассматривается отдельными исследователями (Bernhard Seliger · Werner Pascha Editors - Towards a Northeast Asian Security Community: Implications for Korea’s Growth and Economic Development ) как позитивный фактор для развития Южной Кореи, но этот вопрос достаточно сложен и мы не будем его разрабатывать в данной работе.

7. Корее удалось предотвратить сращение бизнеса и государства и не допустить превращения бизнеса в правящую силу. Структура правительства децентрализована и региональные органы, несмотря на строгую иерархию, имеют широкие полномочия и, соответственно, средства. Разделение стратов в обществе не приводит к их противостоянию и при взаимодействии со внешней средой (в частности внешним рынком) общество выступает консолидированно.