avangard-pressa.ru

Государство: понятие и признаки. - Юриспунденкция

Источники права

Конституция РФ

Указы президента,постановления правительства

Международные правовые акты

Локальные норм-пр акты

Постановления верховного суда

6. Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.
Элементы конституционного строя РФ:
республиканская форма правления;
суверенитет РФ;
права и свободы личности;
источник власти – многонациональный народ России;
верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
федеративное государственное устройство;
гражданство РФ;
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
организация местного самоуправления.
Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.); 5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Принцип разделения властей

Разделение властей - принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательные органы представлены выборными от народа парламентами, советами, собраниями. Они определяют основные направления политики государства путем принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятельность исполнительной власти. Исполнительные органы представлены сформированными в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, департаментами. Они осуществляют путем принятия подзаконных решений и оперативной работы непосредственное управление различными областями социальной жизни (экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т.д.). Судебные органы представлены конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой. Они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения. Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы исполнительной власти распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Защита права собственности.

Защита права собственности - это применение к лицу, нарушающему право собственности или препятствующему его осуществлению, уста­новленных законом неблагоприятных мер. Защита права собственности является составной частью понятия"охрана права собственности", которое включает в себя так­же нормы, закрепляющие принадлежность материальных благ опреде­ленным субъектам реализации права собственности. Система гражданско-правовых способов защиты права собственности: вещно-правовые способы, обязательственно-правовые способы и иные способы. Вещно-правовые способы применяются для защиты права собственнос­ти от посягательства со стороны любого третьего лица (абсолютная защита). К ним относится виндикационный иск (иск об истребовании имущества из незаконного владения), негаторный иск (иск об устранении арушений, не связанных с лишением владения), иск о признании права собственности.

Обязательственно-правовые способы применяются в случаях, когда между сторонами существует договорное или внедоговорное обязательство.К ним относится иск о возмещении причиненного вреда, иск о возврате неосновательно приобретенного имущества, иск о возврате вещей.

Не допускается конкуренции исков - обязательственно-правовые способы имеют приоритет.

Договор: понятие и виды.

Система гражданско-правовых договоров:

Договор купли-продажи (ст. 454 ГК РФ)

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

2. Договор мены

3. Договор дарения

4. Договор ренты

5. Аренда

7. Безвозмездное пользование

8. Подряд

а) Бытовой подряд

б) Строительный подряд

в) Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ

г) Подрядные работы для государственных нужд

10. Возмездное оказание услуг

11. Перевозка

Наследование по завещанию.

Наследование – переход имущества умершего к одним или нескольким лицам. Наследственное право –совокупность правовых норм, регулирующие отношения возникающие при наследовании. Наследство – совокупность имущественных прав и обязанностей наследодателя. Открытие наследства – наступление юридических фактов, с которым закон связывает возникновения права наследования. Наследство осуществляется по завещанию и по закону. Завещание – распоряжение наследодателя относительного его имущества составленное в установленной законом форме. Лишение прав наследования может быть: 1. путем прямого указания, 2. путем умалчивания. Завещание должно быть написано завещателем и нотариально удостоверено (существуют исключения). Наследование по закону наступает в случае отсутствия завещания. Принцип наследования по праву представления. Существует 8 очередей наследования: 1. – дети, супруги, родители 2. - братья и сестры, бабки и деды. … 7 – пасынки, падчерицы, отчимы, мачехи 8. – нетрудоспособные иждивенцы. Принятие наследства – действия, свидетельствующие о согласии вступить в права наследования. Наследование происходит в течении 3 месяцев.

Государство: понятие и признаки.

Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса, располагает специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. Г единственная универсальная организация, подчиняющая себе население, в частности путем установления административного территориального деления, а так же путем институтов гражданства и не гражданства с разным правовым положением лиц. Все лица Г, находящиеся на его территории и за пределами подчинены власти государства. Г обладает верховенством по отношению к другим институтам в обществе и ему принадлежит государственный суверенитет. Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, ограниченное в своих действиях правом, защищающее свободу и др. права личности и подчиняющиеся власти суверенного народа.

Признаки гос-ва: -власть, -Г суверенитет –народный суверенитет –единая территориальная организация политической власти –население –налоги.

2. Форма правления — это организация верховной государственной власти, порядок образования органов и их взаимоотношения с населением. Существуют две основные формы государственного правления — монархическая и республиканская.

Республика (от лат. res — дело и publicus — общественный) — форма государственного правления, при которой высший орган власти или избирается на определенный срок всем населением, или формируется общереспубликанскими представительными учреждениями.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Смешанная республикаили ещё ее называют президентско - парламентскаяотличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и парламентом.

Монархия (от греч. monorchia — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха. Различают монархии абсолютные, или неограниченные, конституционные, или ограниченные, выборные и теократические.
В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или "царствующему дому" и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.

Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Т.е. монарх персонифицирует государство, сплачивая граждан, объединяя их в единое целое. В современных условиях абсолютная монархия - чрезвычайная редкость. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные "конституции", однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха.

Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Здесь наблюдается уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право - цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, т.е. без его утверждения закон в силу не вступит (лат. veto - запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной.
Парламентарная форма правления существует обычно в высоко развитых государствах (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и т.д.)
Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, по крайней мере, либеральный демократический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партии, таким большинством располагающей. Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, монарх либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства.